front3.jpg (8125 bytes)


Народничество и "Народная Воля" в кинематографе

Сразу после свержения царизма к народнической теме обратился отечественный кинематограф. В картотеке Н.А.Троицкого зафиксированы всего 12 художественных кинофильмов, снятых о героях народничества с 1917 г. и поныне. Из них почти половина — 5 фильмов были созданы между февралем и октябрем 1917 г.

Уже в апреле 1917 г. самый выдающийся в России того времени кинорежиссер Я. А. Протазанов снял фильм «Андрей Кожухов» (по роману Степняка-Кравчинского) с «королем экрана» Иваном Мозжухиным в главной роли. Фильм строго следовал исторической правде, производил сильное впечатление и не сходил с экрана до 1925 г. А в мае 1917 г. вышел на экран другой фильм Протазанова. Назывался он «Не надо крови (Дело Ольги Перновской)», но рассказывал — тоже вполне достоверно — о борьбе и гибели Софьи Перовской, роль которой исполнила известная актриса МХАТ и Малого театра О. В. Гзовская (ей, кстати, тогда было, как и Перовской в 1881 г., 27 лет); роль студента исполнил начинающий В.Г.Гайдаров.
В августе того же 1917 г. второй по значению кинорежиссер дореволюционной России (считавший себя первым) П. И. Чардынин, не желая уступать Протазанову, выпустил свой фильм «Софья Перовская», который специалисты ставят вровень с фильмами Протазанова, лучшими в то время. Тем же летом режиссер Б. Н. Светлов поставил фильм «Бабушка русской революции» — кинобиографию видной народницы, а затем эсерки Е. К. Брешко-Брешковской. Наконец, 2 октября 1917 г. вышел на российский экран «Домик на Волге» режиссера В. А. Старевича (основоположника отечественной анимации) — фильм по одноименной повести Степняка-Кравчинского.

После Октябрьской революции еще в 20-е годы замечательный кинорежиссер А. В. Ивановский поставил два интересных фильма на революционно-народническую тему. Особенно значим первый из них — «Дворец и крепость» (1924 г.) по сценарию историка П. Е. Щеголева и писательницы О. Д. Форш — лучший, в оценке специалистов, исторический фильм раннего советского кино. Он стал первым советским фильмом, проданным за границу, и с успехом демонстрировался в Германии, Франции, скандинавских и прибалтийских странах. Фильм давал кинопанораму народнического движения от Герцена до Александра Ульянова. В нем действовали Каракозов и Нечаев, Желябов и Перовская, картинно представлено цареубийство 1 марта 1881 г., причем все подчинялось исторической достоверности.

А.В.Ивановский: "Декораций ставить не надо было. Мы могли работать в подлинных местах, указанных в сценарии, а для сцены цареубийства получили разрешение взять ту самую карету, в которой ехал царь в свой последний путь. Ее в свое время починили и хранили как реликвию в каретнике придворно-конюшенного ведомства."

В 1925 г.на студии "Севзапкино" А.Ивановский поставил фильм «Степан Халтурин», где главный герой показан выразительно, но односторонне, лишь как народоволец-террорист. Здесь свою первую роль в кино сыграл Борис Дмоховский (заключенный). Не удовлетворенный «Халтуриным», Ивановский задумал поставить фильм о Софье Перовской, но отказался от этого замысла «после того как из разговора с Верой Фигнер понял неуместность своей идеи — показать, как Перовская остается в Петербурге (после цареубийства 1 марта 1881г. — Н. Т.) из-за любви к Желябову», а не из чувства партийного долга.
Более историческим стал фильм «Софья Перовская» (1968 г.), созданный на "Мосфильме" — уже третий с 1917 г. об этой революционерке, — над которым работали выдающиеся мастера: режиссер Л. О. Арнштам, сценарист Е. И. Габрилович, композитор Д. Д. Шостакович (вальс к кинофильму - оп.132), популярные актеры, как опытные, так и молодые А.Назарова, В.Тарасов, Б.Хмельницкий, Г.Тараторкин, В.Стржельчик, Е.Копелян и др. Кстати, на роль Желябова пробовался Владимир Высоцкий: не умаляя достоинств Тарасова, следует отметить, что Высоцкому, как никому другому, подходил непростой образ Андрея Желябова.
К сожалению, и здесь историческая канва фильма представлена без должного ее понимания: планы, силы, масштаб деятельности «Народной воли» и самый образ Перовской обеднены.

В 1964 г. на "Мосфильме" режиссер Евгений Андриканис, по сценарию Г.Рябова, А.Ходанова и А.Нагорного создает картину "Казнены на рассвете", посвященную Александру Ульянову, одному из организаторов и руководителей "Террористической фракции партии "Народная Воля". В ролях: В.Ганшин, Е.Солодова, Т.Конюхова и др. Недостаток историзма присущ всем вообще советским фильмам о народниках с 60-х годов, включая последние по времени — «Домик на Волге» ("Смятение") режиссера Андрея Булинского (1971 г.) и «Нас венчали не в церкви» режиссера Бориса Токарева (1982 г.), — хотя фильм Токарева получился очень зрелищным, благодаря сценарию А. П. Свободина и Н. Я. Эйдельмана и, главное, его первоисточнику — воспоминаниям народника С. С. Синегуба. 

В 1980 году на экраны вышел фильм известного прибалтийского киномятежника Витаутаса Жалакявичюса "Рассказ неизвестного человека". В картине, снятой по одноименному рассказу А.П.Чехова, снялись звезды отечественного кино - А.Кайдановский, Е.Симонова и Г.Тараторкин.  

В 1961 году вышел Художественно-документальный фильм "Великое предвидение", посвященный Н.И.Кибальчичу. Сценарий Н.Саламанова. Режиссер М.Авербах. Ленинградская Киностудия хроникально - документальных фильмов. 

В 1962 году на этой же киностудии вышел кинофильм в 2 частях"Николай Кибальчич". Сценарий В.Травинского и М.Хейфеца. Режиссер Б.Мельников. 

В Москве, на Центральной студии док. фильмов. (Моск. студия научно-попул. фильмов) в 1961 появился цветной документальный фильм "Первый рейс к звездам". Сценарий Г.Кублицкого и Е.Рябчикова. Режиссеры Д. Боголепов, И.Копалин, Г. Носенко.

В 1986 году на киностудии "Молдова-фильм" вышла картина В. Гаджиу "Таинственный узник", посвященная судьбе М.С.Бейдемана, революционера, навечно заточенного в застенках Алексеевского равелина. Фильм создан по мотивам известного романа Ольги Форш "Одеты камнем".  В ролях: Георге Грыу, Дмитрий Харатьян, Ольга Сирина, Лариса Гузеева, Александр Лазарев, Геннадий Чулков, Ефим Лазарев, Г. Колчицкий.

В 2000 году ставропольские документалисты сняли телевизионный документальный фильм о судьбе Г.Лопатина, выдающегося революционного деятеля, народовольца, проведшего 20 лет в шлиссельбургской одиночке, первого переводчика на русский язык "Капитала" К.Маркса. Евразийский телефорум принял документальный фильм о Лопатине «Герой своего времени» на конкурс, где ему был присужден специальный почетный диплом за актуальность и своевременность.

На кировском телевидении вятским кинорежиссером Мариной Дохматской снят документально-публицистический сериал «Как устроена Россия»
По масштабу это действительно эпохальное произведение: фильм охватывает героев и события трех веков - девятнадцатого, двадцатого и двадцать первого. В огромный временной пласт вписано множество событий, картина очень плотно населена людьми разных возрастов, профессий и социальных слоев. Документальные кадры чередуются с игровыми, причем куски из старых советских фильмов выбраны точно и вставлены к месту – они служат фоном для документального повествования. Первый фильм – «Уроки» – перенасыщен персонажами, которые говорят о разном, стягивая в тугой клубок множество сложных тем. Терроризм вчера и сегодня, взаимоотношения личности и власти, проблемы демократии, воспитание и образование в дореволюционной России и в современном обществе, становление мировоззрения подростка – уж слишком много всего здесь понамешано.

Режиссер параллельно монтирует довольно подробно изложенную историю народовольца Степана Халтурина и историю современного журналиста Сергея Бачинина, но смысл этих сопоставлений непонятен, зритель тужится сделать, так сказать, самостоятельное умозаключение, но не может.
Да, Сергей Бачинин пострадал от медийного терроризма (эту фразу произносит с экрана Вера Якубович), когда грязная публикация помешала ему победить на выборах на пост главы администрации города, но ведь и сам он не кто иной, как медийный террорист – обе его статьи «Убить дракона» были подобны разорвавшимся бомбам. Как и Степан Халтурин, он тоже выступил против существующей власти, хотя очевидно, что цель, средства и результат были другими.
Мы видим, как с памятника Степану Халтурину снимается кисея – прием довольно избитый, говорящий о том, что с образа народовольца стирается хрестоматийный глянец. Побольше бы нам таких Степанов – с иронией произносит режиссер за кадром, как бы боясь остаться непонятой.

В 2003 году на телеэкраны вышел сериал "Любовь императора", режиссера А.Орлова, снятый по роману В.Азерникова "Хроника любви и смерти". Народовольцы здесь явлены нам в виде неясных мрачных теней на прекрасном голубом небе российского самодержавия, слегка потревоженном лишь любовными похождениями императора. Особенно удачна сценка на железной дороге, когда Перовская и Фигнер, с папиросками в зубах, стоят "на стреме", в то время, как их сообщники, с искаженными злобой лицами, запихивают мину под рельсы прямо  перед приближающимся поездом. В ролях Г.Тараторкин, Н.Антонова, И.Купченко. Интересно, что первой ролью Георгия Тараторкина в кино стала роль Игнатия Гриневицкого в "Софье Перовской", теперь же актер заканчивает свою творческую биографию ролью Александра II. 


Оглавление| Персоналии | ДокументыПетербург"НВ" |
"Народная Воля" в искусстве | Библиография |




Сайт управляется системой uCoz