Изо всего написанного
нами читатель, может быть, сделает то заключение, что мы
не признаем никаких заслуг за нашим деспотизмом.
Но это было бы не совсем верно. И за русским деспотизмом
есть несомненные исторические заслуги, и главнейшая из них та, что он занес в Россию семя
своей собственной гибели.
Правда, он был вынужден к этому соседством с Западной Европой, но он все-таки сделал это и
заслуживает самой искренней
признательности с нашей стороны.
Старая московская Русь
отличалась совершенно азиатским характером. Он бросается в глаза как в
экономическом быте страны, так и во всех
нравах и во всей системе государственного управления. Москва была
своего рода Китаем, но этот Китай находился не в Азии, а в
Европе. Отсюда — то существенное различие, что, между
тем как настоящий Китай всеми силами отбивался от Европы,
наш московский Китай еще со времен Ивана Грозного с оружием
в руках стремился прорубить себе в нее хоть маленькое окошечко. Петру
удалось решить эту великую
задачу. Он совершил огромный переворот, спасший
Россию от окостенения. Но царь Петр мог сделать лишь то, что было доступно царской
власти. Он завел постоянное, по-европейски
вооруженное войско и европеизировал систему нашего государственного
управления. Словом, к азиатскому туловищу Московской Руси
«царь-плотник» приделал европейские руки. «На социальной основе,
восходившей чуть ли не к одиннадцатому столетию, явилась
дипломатия, постоянная армия, бюрократическая
иерархия, промышленность, удовлетворявшая вкусам роскоши, школы,
академии» и проч., прекрасно говорит Рамбо об этом периоде нашей
истории. Сила новых, европейских рук, оказывая России большие
услуги в ее международных сношениях,
невыгодно отражалась на многих сторонах ее внутреннего быта. Вздернув Россию,
по выражению Пушкина, «на дыбы», великий царь раздавил
народ под бременем налогов и довел деспотизм до неслыханной степени
могущества. Все учреждения, хоть отчасти
сдерживавшие царскую власть, были уничтожены,
все предания и обычаи, хоть немного
охранявшие его достоинство,
были забыты, и тотчас по смерти Петра начинаются те «лейб-кампанские» шалости, благодаря
которым история русского
императорства долгое время была, по выражению одного итальянского писателя, трагедией
nel
un lupanar*.
* [в
доме терпимости.]
Петровская «реформа» нравилась нашим царям и царицам
больше всего потому, что она страшно
усилила самодержавную власть. Что же касается до начатой Петром
«культурной работы», то они отбояривались от нее до последней
возможности, и нужны были потрясающие
события для того, чтобы русские монархи вспоминали
о русской «культуре». Так, несчастный исход крымской войны заставил, как мы уже сказали,
вспомнить о ней Александра
II.
Крымский погром показал, какое огромное расстояние
отделяет нас от Западной Европы. Между тем как мы почивали
на лаврах, пожатых во время наполеоновских войн, и возлагали все
свои надежды на азиатское терпение нашего солдата
да на молодецкие свойства русского
штыка, передовые народы Европы сумели воспользоваться всеми
успехами новейшей техники.
Волей-неволей приходилось пошевеливаться и нам. Государству нужны
были новые средства, новые источники доходов.
Но для того, чтобы найти их, необходимо было уничтожить крепостное право, сильно стеснявшее
тогда наше промышленное
развитие. Александр II
сделал это, и после 19 февраля 1861 г. можно было
сказать, что наш абсолютизм совершил в
пределах земных все земное.
С начала шестидесятых
годов в России стали назревать новые
общественные потребности, которых самодержавие не может удовлетворить, не
переставши быть самодержавием.
Дело в том, что
европейские руки мало-помалу оказали огромное
влияние на туловище нашего общественного организма. Из азиатского оно само стало постепенно
превращаться в европейское. Для
поддержания учреждений, заведенных Петром в России, нужны были, во-первых,
деньги, во-вторых, деньги и,
в-третьих, деньги. Выбивая их из народа, правительство тем самым содействовало развитию у нас
товарного производства. Затем
для поддержания тех же учреждений нужна была хоть какая-нибудь фабрично-заводская
промышленность. Петр положил
начало этой промышленности в России. Сначала — и совершенно
сообразно своему происхождению — эта промышленность
находилась в совершенно подчиненных, служебных отношениях
к государству. Она была закрепощена на службе у него, подобно всем прочим
общественным силам в России. Она сама держалась крепостным трудом
крестьян, приписанных к фабрикам и заводам. Но тем не менее она
все-таки делала свое дело, причем ей
сильно помогали все те же международные отношения.
Успехи русского экономического развития в период времени, протекший от Петра до
Александра II,
лучше всего
видны из того обстоятельства, что тогда как реформы Петра требовали
усиления крепостной зависимости крестьян, реформы Александра
II
немыслимы
были без ее уничтожения. В 28 лет, отделяющие
нас от 19 февраля 1861 года, русская промышленность так быстро двигалась
вперед, что отношения ее к государству изменились самым
существенным образом. Когда-то совершенно подчиненная ему, она стремится теперь подчинить его себе, поставить его в служебные к себе
отношения. Нижегородское ярмарочное купечество в одной из челобитных,
почти ежегодно подаваемых им правительству, наивно называет министерство
финансов органом торгово-промышленного сословия. Предприниматели,
прежде не умевшие шагу ступить без указаний правительства,
требуют теперь, чтобы правительство следовало их указаниям.
Те же нижегородские купцы выражают скромное
желание, чтобы меры, могущие повлиять
на состояние нашей
промышленности, принимались не иначе, как с одобрения представителей
от их «сословия». В деле русского экономического развития песенка абсолютизма
оказывается, таким образом,
Уже спетой. Его опека не только уже не нужна, но прямо вредна
нашей промышленности. И
недалеко то время, когда наше «торгово-промышленное сословие», испытав
тщетность кротких увещаний, вынуждено будет более строгим голосом
напомнить царизму о том, что
tempora mutantur et nos mutamur in
illis*.
* [времена меняются, и мы
меняемся вместе с ними.]
У нас
обыкновенно думают, что раз правительство вводит покровительственный
таможенный тариф и не скупится на субсидии той или иной
акционерной компании, то, значит, наша буржуазия не имеет никакихпричин быть недовольной им. Это взгляд совершенно
ошибочный. Одних добрых
намерений в этом случае, как и во всех других, еще недостаточно:
нужно уменье, а его-то и нет у нашего правительства. И. С. Аксаков,
которого в этом
случае вдохновляло наше московское купечество, утверждал,
например, в своей «Руси» (от 30 октября 1882 г.), что все усилия наших
купцов и промышленников найти
новые внешние рынки для сбыта своих товаров «не только встречают слабую
поддержку со стороны русской администрации,
но, можно сказать, беспрестанно парализуются отсутствием ясно сознанной
общей торговой политики в нашем правительстве». Отсутствие это он
объяснял тем совершенно верным соображением, что «таков
уж наш бюрократический строй, в
котором все части управления распределены
по ведомствам, в ущерб целому, и каждое ведомство чуть не государство
в государстве». В доказательство он приводит такие доводы: «Министерство
финансов, например, вырабатывает и устанавливает целую систему
поощрений и поддержек русской промышленности и торговли,
между прочим, и тариф для ввозимых в
Россию иностранных товаров, а
железнодорожные управления, которыми ведает другое министерство,
министерство путей сообщения, устанавливают такой провозный железнодорожный
тариф, который приводит тарифные комбинации министерства финансов к
совершенному нулю и покровительствует иностранной торговле в ущерб
русской. А третье министерство, внутренних дел, ведающее не искусственные,
а натуральные дороги, запускает и доводит до непроездности важный
старинный торговый тракт, а министерство иностранных дел вдруг заключит
какой-либо трактат без внимательного соображения с русскими торговыми интересами (хоть бы
допустив, например, в Берлинском трактате обязательство для Болгарии
руководиться турецким тарифом, самым неблагоприятным для России и самым
благоприятным для Англии с Австрией,
и т. д. и т. д.)». В следующем номере «Руси» Аксаков утверждал, что всякое ограждение интересов русской
промышленности нашим предпринимателям приходилось брать «просто с боя, т.
е. после долгих и упорных настоятельств». Там же, по поводу вопроса
о кавказском транзите, редактор
славянофильского органа, которого, повторяем, вдохновляли в этом случае московские фабриканты,
говорит, что «наш промышленный мир», недовольный
направлением, приданным этому вопросу в Петербурге, «пристыжен, смущен,
скорбит духом и уже утратил всякую надежду на энергическую поддержку
русских национальных (sic!)
интересов в петербургской
официальной сфере». Кажется, ясно!
Г-н Тихомиров, когда-то
превозносивший «настоящего» крестьянина
как грозную революционную силу, указывает теперь на его реакционные
свойства, как на нечто само собою подразумевающееся. Именно «мужичка»
имеет он в виду, когда говорит,
что десятки и десятки миллионов населения не хотят у нас слышать ни о чем, кроме
царизма. Подобно прокурору в шуточном
стихотворении «Речь Желеховского», он готов умильным голосом воскликнуть
теперь:
Христу благодарение,
В мужичке для нас
спасение.
И действительно, мужичок
спас бы г. Тихомирова и его нынешних «единомышленников», если бы г.
Тихомиров и его нынешние
единомышленники могли спасти мужичка, завещанного нам добрым старым
временем. Но «его не спасет никакая уж сила».
Развитие товарного и
капиталистического производства радикально изменило быт трудящегося
населения России. Наш московский и
петербургский деспотизм опирался на неразвитость
сельского населения, которое жило при экономических условиях,
восходивших, по вышеприведенному выражению Рамбо, чуть ли не к
XI
веку. Капитализм привел к полному расстройству наших старых
патриархальных деревенских отношений.
Г.
II. Успенский, с
фотографической верностью изобразивший
«настоящего» мужика в своих очерках, признается, что этому мужику уже недолго
жить на свете, что старые деревенские
порядки разлагаются, что в деревне образуются два новые «сословия»:
буржуазия и пролетариат, который по мере своего возникновения покидает
деревню и идет в города, в промышленные
центры, на фабрики и заводы.
Что развитие
пролетариата революционизирует общественные
отношения — это известно всякому, даже не обучавшемуся в семинарии. Все знают,
какую роль играл рабочий класс в новейшей
истории Европы. В современном европейском обществе, где господствующие
классы представляют отвратительнейшее зрелище лицемерия, лжи,
разврата, обмана, биржевых спекуляций
и политической подкупности, он является единственной опорой и единственной
надеждой всех искренних и мыслящих сторонников прогресса.
В нашем отечестве
образование этого класса имеет еще большее
значение. С его появлением изменяется самый характер русской культуры,
исчезает наш старый, азиатский экономический
быт, уступая место новому, европейскому. Рабочему классу суждено завершить
у нас великое дело Петра: довести до конца процесс
европеизации России. Но рабочий класс придаст совершенно новый
характер этому делу, от которого зависит
самое существование России как цивилизованной страны. Начатое когда-то
сверху, железной волей самого деспотичного из русских деспотов, оно будет закончено
снизу), путем освободительного
движения самого
революционного изо всех классов, какие только знала история. Герцен
замечает в своем «Дневнике»,
что в России, собственно говоря, нет народа, а есть только
коленопреклоненная толпа и палач. В лице рабочего класса в России создается теперь народ в
европейском смысле этого слова.
В его лице трудящееся население нашего отечества впервые встанет во весь
рост и позовет к ответу своих палачей. Тогда пробьет час русского самодержавия.
Таким образом,
неотвратимый ход исторического развития разрешает все те
противоречия, которые характеризовали у нас положение не только
революционной, но и вообще всякой «интеллигенции».
Русская «интеллигенция» сама есть плод, хотя правда, совершенно нечаянный,
петровского переворота, т. е.
начавшегося с тех пор обучения молодежи в «школах и академиях».
Устроенные более или менее по-европейски, школы эти прививали обучавшемуся
в них юношеству многие европейские понятия, которым на
каждом шагу противоречили русские порядки
и прежде всего практика самодержавия. Понятно поэтому,
что часть русских образованных людей, не удовлетворяясь
величественной перспективой табели о рангах, становится в оппозиционное отношение к
правительству. Так образовался у нас слой, обыкновенно называемый
интеллигенцией. Пока этот слой
существовал на социальной основе, восходившей чуть ли не к одиннадцатому столетию, до
тех пор он мог «бунтовать» и увлекаться какими ему угодно утопиями, но не
мог ровно ничего изменить в
окружающей его действительности. В общем ходе русской жизни этот
слой был слоем «лишних людей», он
весь представлял собою какую-то «умную ненужность», как выразился
Герцен о некоторых из принадлежавших к нему разновидностях. С разрушением
старой экономической основы русских общественных отношений, с
появлением у нас рабочего класса
дело изменяется. Идя в рабочую среду, неся науку к работникам,
пробуждая классовое сознание пролетариев, наши революционеры
из «интеллигенции» могут стать могучим фактором
общественного развития, — они, которые нередко в полном отчаянии
опускали руки, напрасно меняя программу за программой,
как безнадежный больной напрасно бросается от одного медицинского снадобья
к другому. Именно в среде пролетариата русские революционеры найдут себе
ту «народную» поддержку, которой у них не было до последнего
времени. Сила рабочего
класса спасет русскую «революцию» от обессиления, о котором теперь с довольной улыбкой на устах
говорят г. Тихомиров и его
«единомышленники». «Единоличные бунты», действительно, не способные разрушить какую бы то
ни было политическую систему (а всякое движение одной
«интеллигенции» есть не более, как известное число «единоличных бунтов»),
эти единоличные бунты сольются
с массовым «бунтом» целого класса, как отдельные ручейки
сливаются с широкою рекою.
Теперь есть еще время,
теперь пока еще не поздно. Поймет ли наша «интеллигенция» свое
положение, сумеет ли она войти в ту благодарную роль,
которую отводит для нее история?
Поймет или нет, но
события ждать ее не станут. Отсутствие союзников из «интеллигенции» не
помешает нашему рабочему классу сознать свои
интересы, понять свои задачи, выдвинуть вожаков из своей
собственной среды, создать свою собственную,
рабочую интеллигенцию. Такая интеллигенция не изменит его делу, не оставит
его на произвол судьбы.
Нужно, однако, еще раз
заметить, что в своей борьбе с самодержавием
рабочий класс будет, по всей вероятности, не один,
хотя, разумеется, только он один способен придать ей решительный
оборот. Само положение дел необходимо будет толкать на посильную для нее борьбу всю нашу
буржуазию, т. е. наше «общество»,
наш торгово-промышленный мир, наших помещиков, этих дворян в мещанстве, и, наконец,
даже деревенское «третье
сословие».
Колупаевы и Разуваевы
до такой степени нелепы и консервативны,
что на первый взгляд кажется, будто они призваны служить
в будущем незыблемой основой «порядка». Со временем они действительно войдут
в эту роль, но они по необходимости должны предварительно
пережить свой «период бурных стремлений».
Наша финансовая система
основана на закрепощении крестьянина
государству, которое берет от него «все, что угодно представить»,
руководствуясь нехитрым соображением: «ён достанет!»Всевыносящий «он» долго оправдывал эту лестную для него уверенность,
но теперь и его удивительная способность к «доставанию» приходит
в упадок. Как мы уже сказали, «ён» переживает процесс
дифференциации, превращаясь в пролетария,
с одной стороны, и в кулака — с другой. Так как из легкомысленных
пролетариев не много может выбить самое усердное и бдительное начальство,
то тяжесть лежащих на общине податей все более и
более падает на зажиточных общинников. Правда, те стараются
вознаградить себя присвоением брошенных
пролетариями участков; однако нетрудно понять, что они по отношению к податям
и налогам ни в каком случае не могут являть из себя таких
бессребренников, каким был добрый старый
«ён». В своем простодушии «ён» мечтал лишь о том, чтобы вести самостоятельное
хозяйство, и когда ему удавалось это — а при старых порядках
это удавалось ему в огромнейшем большинстве случаев, — его можно было
закрепостить государству, отбирая все известные и
неизвестные экономистам категории дохода,
кроме самой жалкой заработной платы. Кулак не может удовольствоваться такой
платой. Он должен отдать ее своему батраку, а для себя ему
нужно обеспечить приличную прибыль. Но это немыслимо без
коренных изменений в русском финансовом хозяйстве, изменений, которые
будут под силу лишь представителям всей страны. И но нужно быть пророком,
чтобы наперед
знать, что по этому поводу произойдут сильные неудовольствия
между кулаком и его «батюшкой-царем».
Так русский абсолютизм
подготовлял и подготовляет свою собственную гибель.
Недалеко то время, когда он сделается совершенно невозможным в России, и
уж, конечно, не много найдется
у нас образованных людей, которые пожалеют об этом. Можно и даже полезно
спорить относительно того, какими путями
добиваться нам политической свободы. Но между честными и развитыми людьми
не может быть вопроса о том, нужна ли нам эта свобода? «Мы достаточно
знаем, что такое наш старый абсолютизм.
Поэтому прочь всякие компромиссы! Прочь всякая нерешительность! За горло его, и
колено ему на грудь!»*.
* Слова Лассаля из его речи «Was
nun?».
[«Что же теперь?»]
V
В заключение еще два
слова по поводу нашего Греча. Читатель
видит теперь, в чем должен был состоять и в чем будет состоять прогресс
наших революционных теорий. Как мы заметили выше, наши
социалисты-народники всевозможных фракций и направлений до партии
«Народной воли» включительно не опирались
на эволюцию,
а отпирались от нее всевозможными софизмами. Их учения
представляли собою идеализацию того экономического
строя, который — будь он в действительности так прочен
и непоколебим, как им казалось, — навсегда осудил бы их на полное бессилие.
Критика народничества была поэтому первым и необходимым шагом вперед по
пути дальнейшего развития
нашего революционного движения. Если г. Тихомирова серьезно огорчало
неуменье русских революционеров согласить эволюцию с революцией,
то ему стоило лишь взяться за эту критику.
Он поступил как раз наоборот. Он не критиковал народничество,
он только довел до крайности его основные положения. Ошибки, лежавшие в
основе народнического миросозерцания, достигли в его голове таких
колоссальных размеров, что он разве в шутку может
называть себя «работником прогресса» (мирного или не мирного
— это в данном случае все равно). Короче, если народники
исходили из некоторых ошибочных положений,
то г. Тихомиров, доведя до уродства эти ошибочные положения, счастливо
исходит теперь прямо из абсурда. Но недалеко уедет он на
этом коне!
Такова печальная история
«революционизма» нашего автора. Этот
«революционизм» долго пребывал в полном теоретическом
одиночестве, но пришло время, когда
он увидел, что ему «не добро быть едину», и пожелал вступить в законный
брак с той или другой теорией эволюции. Несколько лет «отыскивал» он
себе подходящую партию и,
наконец, с любовью остановил свои взоры на теории «единения партии со
страной». Сия весьма скромная
с виду девица, выдававшая себя за самую настоящую, так сказать, столбовую теорию
эволюции, оказалась, во-первых,
злою женой, вогнавшей в гроб «революционизм» г. Тихомирова,
а во-вторых,— самозванкой, не имеющей ничего общего ни с каким учением о социальном
развитии.
И г. Тихомиров воображает, что в этой истории
очень много
поучительного! Она поучительна, но только в самом нелестном для него смысле.
Он воображает, что,
прочитавши брошюру «Почему я перестал
быть революционером», всякий читатель скажет себе: это ясно само собою, автор
был революционером лишь по вине других, лишь благодаря тому, что все наши
образованные люди отличаются
крайне нелепыми привычками мысли, а перестал быть революционером г.
Тихомиров благодаря выдающимся особенностям
своего «созидательного» ума и замечательной глубине своего патриотизма. Но
— увы! — такого заключения не сделал даже «Русский вестник».
В жалобах г. Тихомирова
на неприятности, пережитые им от революционеров по
поводу его «эволюции», сквозит гордое сознание своего
превосходства. Он умнее других; другие не поняли,
не оценили и ужасно обижали его в то время, когда должны
были бы аплодировать ему.
Но г. Тихомиров
жестоко ошибается. Своей «эволюцией*) он
обязан лишь своей неразвитости.
Горе от ума не его горе. Его горе есть горе от невежества.
И этот-то человек,
имеющий о социализме ровно столько же
понятия, сколько его имеет любой писец петербургского полицейского
участка, долгое время считался пророком и истолкователем
какого-то особого «русского» социализма, который он охотно противопоставлял западноевропейскому!
Революционная молодежь
внимала его рассуждениям, считая его продолжателем дела Желябова и Перовской. Теперь она
видит, каков был этот мнимый продолжатель. Измена г. Тихомирова заставила
наших революционеров критически
отнестись к его особе. Но этого мало. Они обязаны теперь критически
проверить все, что писал г. Тихомиров во все продолжение
восьмидесятых годов, когда он,
сам не веря тому, что говорил, считал, однако, нужным выступать
в литературе в качестве революционера *.
* См. стр. 8 его брошюры. «Верой и правдой, по совести и
убеждению»
Тихомиров «прослужил» революционному делу лишь «до почти конца 1880 года».
С этих отдаленных времен у него оставалась одна лишь «формальная»
верность знамени. Но это не помешало ему написать множество рассуждений на
революционные темы, рассуждений, которые, по его словам,
составляют «более 600 страниц мелкого шрифта».
Много вздору наговорил, много вопросов
запутал в течение этого времени
г. Тихомиров. И пока мы не разберемся в этой путанице, До тех пор мы, даже разорвав с ним
всякие сношения и оценивши его
по заслугам, все-таки не избавимся от теоретической тихомировщины, от которой нам,однако,
необходимо избавиться.
Теперь прощайте, г.
Тихомиров. Да пошлет вам здоровья наш православный бог, а наш
самодержавный бог да наградит вас генеральским чином!
ПРИМЕЧАНИЯ
«НОВЫЙ ЗАЩИТНИК
САМОДЕРЖАВИЯ, ИЛИ ГОРЕ г. Л.
ТИХОМИРОВА»(Ответ наброшюру «Почему
я
перестал быть революционером»)
Поводом к написанию брошюры «Новый защитник самодержавия,
или
горе г. Л. Тихомирова» послужила наделавшая много шума
брошюра Тихомирова
«Почему я перестал быть революционером», вышедшая на русском
языке в Париже в 1888 г.
Лев Тихомиров, бывший землеволец, член Исполнительного
комитета
«Народной воли», изменил революционной борьбе, клеветал на русских
революционеров. Вслед за публикацией своей позорной брошюры он
подал в 1888 г. прошение о помиловании и в 1889 г. вернулся из эмиграции
в Россию, став вскоре одним из самых ярых защитников и идеологов
самодержавия, сотрудником, а затем и редактором реакционной монархической
газеты «Московские ведомости».
Плеханов сразу же после выхода в свет брошюры Тихомирова, в
августе
1888 г., откликнулся на нее рецензией, в которой, между прочим,
с большой проницательностью писал: «Вот бы кому поручить редакцию
«Московских ведомостей»! Творческий ум г. Тихомирова был бы истинной
находкой для нашей реакционной прессы» (Г. В. Плеханов,
Соч., т.
III,
стр. 43).
Впервые брошюра
«Новый защитник самодержавия» вышла в 1889 г.
в Женеве в издании «Библиотеки
современного социализма» (вып. девятый). В 1906 г. вышло второе, уже
легальное, ее издание в Петербурге в приложении
к журналу «Сокол». Это издание является перепечаткой с первого и носит заметные следы
цензурной правки: наиболее острые места,
особенно характеристики русских самодержцев, сильно смягчены и сглажены.