ПЕТР
ВАСИЛЬЕВИЧ ШУМАХЕР
(1817—1891)
автор сатирических произведений,
широко распространявшихся в списках
во второй половине XIX в. Сб. поэта «Для
всякого употребления» (Спб., 1872) был
запрещен к выпуску в свет решением С.-Петербург.
окружного суда. При содействии И. С.
Тургенева первые сб. сатирических
стихов Шумахера «Моим землякам» были
напечатаны в Берлине (кн. 1 — 1873; кн. 2 —
1880); одной книгой они переизданы в
Женеве в 1898 г.
Сказка про белого царя (1859)
Изображенье Российского царства (1861)
У Цепного моста... (1872)
Сердце царево в руце божией (1881)
СКАЗКА ПРО БЕЛОГО ЦАРЯ
«Вот, не в котором царстве»,
Как сказывали встарь,
Сидел на государстве
Могучий белый царь.
Носил с орлами каску,
Боялся букваря...
Сказать вам, детки, сказку
Про белого царя?
Народ его был черный:
Он мыться запрещал
И казнию позорной
Ослушников карал.
И задал же острастку
Он после «Декабря»...
Сказать вам, детки, сказку
Про белого царя?
Живя в разладе с веком,
Прогресс не признавал,
И только человеком
Лакея называл.
Носил величья маску,
Свой сан боготворя...
Сказать вам, детки, сказку
Про белого царя?
Лёв* Львовича, соседа,
Царем не признавал;
Считал за мироеда
И рать свою послал
Задать Левошке таску –
На Черные моря...
Сказать вам, детки, сказку
Про белого царя?
Расчел ли он неверно,
Надеялся ль на фукс, —
Но дело вышло скверно:
Он взял и принял Nux.
С тех пор пошло в развязку,
Сынку благодаря...
Ужо скажу вам сказку
Про красного царя!
1859
*Louis русские нередко переводят – Лёв (прим.
автора)
ИЗОБРАЖЕНЬЕ РОССИЙСКОГО ЦАРСТВА
Чуя невзгоду дворянскому роду,
Баре судачат и лают свободу;
Обер-лакеи, спасая ливреи,
Гонят в три шеи живые идеи.
Образ правленья — холопства и барства
—
Изображенье Российского царства.
Видя, как шатки и плохи порядки,
Все без оглядки пустились брать
взятки,
Львы-ветераны, наперсники трона,
Дремлют, болваны, на страже закона;
А дел вершенье — в руках секретарства
—
Изображенье Российского царства.
Для укрепленья филея и мозгу
Корень ученья нам вырастил розгу;
Книг лишних нету, читай что прикажут;
Чуть больше свету — окошко замажут.
Мрак и растленье в видах
государства —
Изображенье Российского царства.
Канты, кафтаны, смотры и парады,
Каски, султаны, полки и бригады,
Сабли да шпоры, усы да мундиры,
Дурни да воры — отцы-командиры;
Поле сраженья — арена мытарства —
Изображенье Российского царства.
Самодержавье, народность, жандармы,
Дичь, православье, шинки да казармы;
Тесно свободе, в законах лазейки;
Бедность в народе, в казне ни копейки;
Лоск просвещенья на броне татарства –
Изображенье Российского царства!
1861
У ЦЕПНОГО МОСТА
У Цепного моста
Видел я потеху:
Черт, держась за пузо,
Помирал со смеху.
«Батюшки! нет мочи! —
Говорил лукавый. —
В Третьем отделеньи
Изучают право!
Право на бесправье!..
Этак скоро, братцы,
Мне за богословье
Надо приниматься.
Март 1872
СЕРДЦЕ ЦАРЕВО В РУЦЕ БОЖИЕЙ
1
Пока наш русский бог
С царем сидел на троне,
Сам черт и тот не мог
Напакостить короне.
Все козни дерзких клик,
Все шутки нигилистов —
Предупреждали вмиг
Жандарм и частный пристав.
Чуть мину где взорвут,
Чуть выстрелят откуда –
Уж русский бог как тут
И совершает чудо...
. . . . . . . . . . . .
С начальства взяв пример,
Молебны отслужили,
И марш в «Фоли-бержер»,
И снова закружили!..
2
Но вот раздался звон
Меж жителей столицы,
Что пойман купидон
У горничной царицы...
Не грех и не беда:
Все очень понимают,
Что фрейлины всегда
На ... хромают.
Сам царь им делал честь
И лазал к ним в постели;
На то они и есть —
Дворцовые мамзели.
Таков уж там манер.
Всех тянет к купидону...
Allons* в «Фоли-бержер»?
А ужинать — к Донону...
3
Бог сердится, но бдит,
Сложив браду на чреслах;
Глядь влево — ан сидит
Амур с ним рядом в креслах...
«Ах ты, Венерин сын!
Ты как здесь на престоле?» —
«Я здешний семьянин,
По высочайшей воле...»
— «Ну нет, ребята, пас!
От срама от такова
Бежать скорей от вас...» —
И выслал Русакова.
1881
*Идем (фр.).— Ред.
ПРИМЕЧАНИЯ
Сказка про белого царя. Могучий
белый царь — Николай I. Носил с
орлами каску. Имеется в виду деталь
формы кавалергардов — конного
гвардейского полка, в котором
числился Николай I. И задал же
острастку Он после «Декабря»... Речь
идет о жестоких репрессиях по
отношению к участникам восстания 14
декабря 1825 г. И только ч е л о в е к о м
Лакея называл. Слово «человек»
употреблялось как уничижительная
форма обращения к прислуге. Лёв
Львовича, соседа, Царем не признавал. Имеется
в виду Луи Бонапарт (Наполеон III),
которого Николай I не сразу признал
императором Франции. И рать свою
послал Задать Левошке таску. Речь
идет о Крымской войне 1853—1856 гг. Фукс
— термин биллиардной игры (неожиданная
удача). Он взял и принял Nux. Nux vomica
— стрихнин; по слухам, Николай I
покончил жизнь самоубийством,
отравившись ядом. С тех пор пошло в
развязку и т. д. Намек на Александра II (красного
царя), провозгласившего в начале
царствования необходимость реформ.
Изображенье Российского царства. Распространялось
в списках; текст списка, обнаруженного
Е. Г. Бушканцем в ЦГАОР, существенно
отличается от публикуемого:
Царствуют львами в России дворяне.
Волками воют в России крестьяне.
Барские затеи на их же шее.
Тут же лакеи их грабят, злодеи.
И нет спасенья от этого барства —
Изображенье Российского царства.
Стары, отсталы в палатах Фемиды
Спят генералы — ума инвалиды,
Глухи и слепы, не видят, не слышат,
Сухи, как щепы, чуть живы, чуть дышат;
А дела решенья в руках секретарства —
Изображенье Российского царства.
Школы, лицеи, университеты,
Оранжереи, где преют кадеты, —
По алфавиту пробита дорожка,
Чуть больше свету — замажут окошко;
Из просвещенья выходит школярство... —
Изображенье Российского царства.
Каски, шевроны, полки и бригады,
Канты, погоны, смотры и парады.
Всё чтоб блестело... Шагают и преют.
Сунулись в дело — стрелять не умеют.
На привиденье свалили фиглярство —
Изображенье Российского царства.
Дичь, рабство, подкуп, цензура, шпионы,
Кнут, взятки, откуп, гнилые законы,
Ложь, казнокрадство, система лазеек,
В цифрах богатство, в казне пять
копеек,
Лоск просвещенья на броне татарства –
Изображенье Российского царства.
(«Революционная ситуация в России в 1859
— 1861 гг.» М., 1962. <Сб. 2>).
Самодержавье, народность...
православье. «Православие,
самодержавие и народность» — лозунг «теории
официальной народности», выдвинутой
министром народного просвещения
графом С. С. Уваровым (1786-1855).
У цепного моста.
Стихотворение написано по поводу
лекций юриста П. Н. Рыбникова в III
Отделении о порядке производства
следствий. III Отделение находилось
около Цепного моста через
Фонтанку (ныне мост Пестеля). Широко
распространялось в списках.
Сердце царево в руце божией. Ст-ние
является откликом на убийство
народовольцами Александра II. Широко
распространялось в списках. Русский
бог. Ср. развитие этой темы в
одноименном ст-нии П. Вяземского. «Фоли-бержер»
— увеселительное заведение с весьма
дурной славой. Донон — владелец
дорогого петербург. ресторана. Русаков
(правильнее: Рысаков) Ник. Ив.
(1861—1881) — народоволец, 1 марта 1881 г.
бросил первую бомбу в царя; после
ареста выдал всех, о ком знал хоть что-нибудь.
Повешен 3.4.1881 г.
|