Программа северно-русского общества Земля и Воля

Программа северно-русского общества Земля и Воля

ПРОГРАММА СЕВЕРНО-РУССКОГО ОБЩЕСТВА «ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ»

Вековой разлад свой с государством и высшими классами русский народ выразил в революционной формуле «земля и воля».

Эта формула служила девизом массовых народных движений и в сжатом виде выражает вес стремления и требования, до которых додумалась самобытная народная мысль, возвышалась народно-революционная инициатива.

Становясь на сторону народа, революционная интеллигенция не может игнорировать формулы выражения народных воззрений и народного недовольства, сохранившей все свое значение и до настоящей минуты.

Эта формула должна служить девизом объединения революционной интеллигенции с угнетенным народом.

Северно-русская революционная организация социалистов-федералистов пишет ее на своем знамени, считая однако своею обязанностью осветить и расширить эту формулу на основании выводов и данных современного социализма.

Поэтому общество «Земля и воля» объявляет себя солидарным с программою русских социалистов-федералистов, а вследствие этого и с принципами Международной Ассоциации Рабочих.

Взвешивая различные стороны современных общественных отношений в северной России а с точек зрения руководящих принципов, изложенных в программе русских социалистов-федералистов, общество «Земля и воля» признает:

Называя себя Северно-русским, общество «Земля и воля» относит к району своей деятельности и местности юго-восточной России, в которых условия быта сельского населения приняли формы, характеристичные для Русского Севера.

а) так как в настоящее время крестьянство составляет в этой части России коренную силу в экономическом и численном отношениях;

б) так как вследствие своих исконных воззрений на труд как на единственную основу движимой и недвижимой собственности крестьянство не признает права на землю за теми, кто не обрабатывает ее своими руками;

в) так как это противоречие между правовыми воззрениями крестьянства и высших классов выражается в повсеместном почти и очень напряженном ожидании земельного передела, т. е. отобрания земли у высших сословий и передачи ее в руки земледельцев;

г) так как вследствие сохранения поземельной общины, как преобладающей формы крестьянского землевладения в северовосточной России, переход земли в руки народа знаменовал бы собою уничтожение частного землевладения и замену его коллективным;

д) так как при современном состоянии орудий народной промышленности артельная организация промыслов является следствием общинных привычек народа, выросших на почве коллективного землевладения;

е) так как трудящееся население центров крупной промышленности в северо-восточной России не разорвало еще связи с деревней и, кроме того, по своей малочисленности не может даже начать борьбы за свои интересы помимо союза с крестьянством, —

то на основании всего вышесказанного возможно скорейшее совершение ожидаемой народом аграрной революции было бы весьма существенно, как переходная ступень для полного переустройства общества на социалистических основаниях. А потому сосредоточение главных сил общества «Земля и воля» в деревне с целью агитации на почве вышеуказанных требований земельного передела и организации народно-революционных сил является одной из главнейших его задач.

Необходимым дополнением к революционной деятельности в деревне общество «Земля и воля» считает пропагандистическую, агитационную и организаторскую деятельность в среде промышленных рабочих.

Примечание. Что касается агитации между городскими рабочими, то ввиду отсутствия в этой среде таких общераспространенных требований, как земельный передел в крестьянстве, агитация на почве частных поводов недовольства (стачки, вопрос о заработанной плате, величине рабочего дня и пр.) приобретает особенно важное значение. Приемы революционной деятельности общества «Земля и воля» должны разнообразиться согласно местным экономическим, историческим, этнографическим и другим особенностям.

Признавая, что современные условия России выдвигают на первый план агитацию во имя земельного передела, признавая необходимость пользоваться частными специальными поводами народного недовольства, причем на обязанности революционера лежит возможно большее расширение района народных волнений и внесение в них более широкой революционной идеи, общество «Земля и воля» считает социалистическую пропаганду весьма важным средством создания сознательного меньшинства в рядах народно-революционной организации.

Ввиду того что всякая форма государственной организации, основанной на различии классов, является воплощением и поддержкой интересов эксплуатирующего меньшинства, что современное Российское государство является самым беззастенчивым и самым грубым выразителем этой тенденции, общество «Земля и воля» признает необходимость непосредственной борьбы с его представителями, т. е. необходимость так называемого террора политического.

Однако общество «Земля и воля» признает, что сосредоточение на этой борьбе не только всех, но даже и главных его сил поставило бы его в противоречие с указанными выше задачами аграрной революции.

Ввиду возможности конституционного движения в России общество считает необходимым воспользоваться естественным в такой момент возбуждением умов, чтобы ослабить веру народа в значение мирных легальных реформ.

Например, во время избирательной агитации оно может выставить даже и своих кандидатов с социально-революционной программой. Отношение к такой программе громадного парламентского большинства послужило бы одной из иллюстраций того положения, что народу остается надеяться лишь на революцию.

Примечание. Более подробное развитие изложенной здесь программы заключается в «Объяснительной записке» к программе общества «Земля и воля», к которой и отсылаем читателей.

Август—сентябрь 1880 г.
«Черный передел», 1880, № 2;

Сайт создан в системе uCoz